Статья моего сенсея Евгения Анатольевича Радишевского. Этот материал я постараюсь написать максимально простым языком, т.к. он предназначен, в первую очередь, не для специалистов, и так понимающих, что и почему. В последние годы многие ученики часто задавали мне вопросы о каратэ. Наверное, эти вопросы появились после того, как они освоили некоторые ката и, решив посмотреть ютуб, обнаружили, что во многих стилях эти ката выполняются иначе. Причем, обьяснения этих ката даже крутыми японскими мастерами, зачастую, не выдерживает никакой критики. Бункай (расшифровка действий ката) иногда оказывается настолько притянутым за уши, что удивительно, как много лет тренирующиеся адепты вообще тратят на это время. В общем, на некоторые вопросы я мог ответить, исключительно опираясь на свои размышления, т.е. без какой-либо аргументации. Поэтому я решил позондировать эту тему и предметно пообщался с некоторыми японскими и окинавскими мастерами, имеющими больше информации. В результате этого общения у меня сложилась определенная картинка, о которой я и постараюсь тут рассказать, без претензий на истину в последней инстанции. . Я не могу уверенно сказать, когда появилось каратэ на Окинаве и каким именно оно было на заре. Наверное, оно было очень похоже на китайские стили. Точнее, скорее всего, оно ими и являлось. Мастер Мацумура Сокон, одна из очень важных фигур в истории каратэ, прямо говорил, что обучает китайскому боевому искусству. Более того, несмотря на то, что мы знаем имена мастеров, которые обучали в конце 19го века, на самом деле точно не известно, чему именно и как они обучали. О более раннем периоде вообще мало что известно. Да, есть ката, приписываемые конкретным учителям. Имена этих мастеров часто даже включены в названии этих ката. Но совершенно не факт, что именно этим ката в известной сегодня форме они обучали. История каратэ достаточно сложный вопрос, т.к. в отличие от японских Будо практически не сохранилось никаких списков техник (мокуроку), никаких свитков с передачами (макимоно) и прочих письменных источников. Исследователям приходится ориентироваться на немногие имеющиеся материалы и на устные рассказы. Не причисляя себя к числу профессиональных исследователей, исходя из своего устного общения с несколькими учителями каратэ, я и подготовил этот материал. В нем я рассмотрел несколько этапов изменения каратэ, которые назвал бы убийством этого прекрасного вида боевого искусства и трансформацией его, во многих популярных школах, в военизированную гимнастику. Итак, я думаю, что изначально каратэ действительно было боевым искусством, задачей которого было приобретение навыков реального боя не ограниченного какими-то морально-этическими нормами и поэтому, включающего в свой арсенал максимально эффективные и жестокие приемы. Красота и какая-то особая хореография не играли важной роли и приоритет отдавался действительно прикладным, т.е. реально применимым техническим действиям. Однако в начале 20-го века, когда Королевство Рюкю с его главным островом Окинава было упразднено, многие сотрудники аппарата короля остались без работы. Все прозаично и безработица нанесла первый удар по каратэ, т.к. одним из трудящихся в должности секретаря последнего вана (правителя) королевства был известный мастер каратэ Итосу Ясуцунэ. К моменту потери рабочего места, социальные выплаты для ищущих работу уже прекратились и для того, чтобы нормально жить, Итосу вынужден был начать массовое обучение каратэ. Надо отметить, что до этого, он также обучал, но небольшое количество людей, которые могли себе позволить оплачивать его занятия. В википедии я прочитал следующее определение: «Анко Итосу по праву считается крупнейшим реформатором боевого искусства и фактическим создателем современного каратэ. Он также заложил основу массового открытого преподавания боевого искусства и развития физкультурно-оздоровительного аспекта каратэ». С моей точки зрения – это чистая критика. Сместились приоритеты, изменились цели, соответственно поменялись и методы их достижения. Деятельность Итосу, конечно же, подвергалось и критике. Например, Кодзе Кахо (Кодзю рю) утверждал, что каратэ Итосу, в отличие от каратэ Мацумуры полно ошибок и не может считаться подлинным. Известный мастер Мотобу Чоки, признавая высокий уровень мастерства Итосу также говорил о большом количестве изменений, которые он считал не совсем верными. В общем, Итосу Анко начал работать в средней школе. По каким-то причинам он пришел к выводу, что обучать реальному каратэ школьников – дело неправильное. Может быть, потому что он считал, что имеющийся у него арсенал комплексов каратэ был слишком мал и скучен для длительного обучения школьников. Это объясняет создание им таких популярных нынче ката, как серия из пяти пиньан (хэйан). Больше ката – больше времени. Разнообразнее и веселее. А может быть он просто решил изменить технику, сместив акценты с прикладного применения техники боя на общеразвивающие, т.к. посчитал физическое развитие учеников более важным, чем развитие навыков рукопашного боя. Нация должна быть здоровой, а подрастающее поколение – в особенности. Это могло бы объяснить утрированно широкие стойки в некоторых ката, явно неудобные для быстрого маневрирования, но хорошо развивающие. Может быть, он также посчитал, что человек должен быть миролюбивым и причинение вреда другому человеку должно быть дозированным. Это могло бы объяснить то, почему в ката появились малоприменимые технические действия. Например, в некоторых формах удар пальцами в горло поменялся на удар пальцами в живот. Безусловно, я верю в возможность разбить доску ударом пальцев, даже сам могу это сделать. Но живот – это не доска. Риск травмирования руки представляется мне в данном случае большим, чем шанс травмирования ребер противника. В общем, неважно по каким причинам, но мастер Итосу изменил некоторые технические действия ката и создал ряд форм, не вырабатывающих полезные для реального боя навыки. Работая со школьниками, он также предложил очень примитивные объяснения того, что же заложено в этих, созданных им формах. В принципе, почти все полезное, что есть в различных комбинациях ката Пиньан, есть и в других ката, которым он обучал. Например, в Кушанку. В семье Мотобу (Мотобу кемпо) считается, что было некое изначальное ката, которое называлось Чанан. Это была достаточно простая форма, которая сохранилась в их школе, по решению Мотобу Чоки, изменив название на Широкума. Именно на основании этой ката были разработаны Пиньан. Со слов окинавского мастера Учима Анью, изначально Итосу сэнсэй усложнил примитивную форму Чанан и создал одну ката Пиньан. Это была вполне прикладная форма, имеющая абсолютно адекватные разъяснения каждого действия. По крайней мере, лично у меня вообще не возникло ни одного вопроса относительно применения техники этой ката. Она не включала никаких действий, которые заканчивались защитным движением, чего много в современных формах Хэйан и Пиньан, практикуемых во многих стилях каратэ. Я часто видел совершенно неразумные (с моей точки зрения) попытки мастеров современного каратэ создать бункай для подобных действий, да чего скрывать, сам неоднократно пытался сделать то же самое, придумывая более-менее адекватные объяснения того, почему ката именно такое. Я придумывал, что блок, это на самом деле засекреченный бросок или хитрый удар и в принципе, это вполне могло бы быть на самом деле. Могло бы. Но часто это совершенно неразумно. Просто современная форма ката… это не то. Она просто предназначена для другого. В ката Пиньан, которое показал мне мастер Учима, ничего подобного не было. Т.е. мне не нужно было ничего додумывать и искать способ почесать правое ухо через голову левой рукой. С его слов, этому ката научил его дядю Мотобу Чомо, который в свою очередь учился у самого Итосу, еще на заре, когда пяти пиньан еще не было. В общем, ограниченный контингент учеников Итосу продолжил заниматься старым каратэ, возможно, потому что военизированная гимнастика их не интересовала, а может быть по каким-то иным причинам. Но большинство учеников мастера осваивали новые ката и привыкали выполнять технику по-новому – в утрированно широких стойках, часто исключая какие-то опасные элементы и заменив их другими. Многие из этих учеников со временем сами стали преподавать и, конечно же, они обучали тому, что освоили сами. И со временем, других, более прикладных форм многие каратэки просто не видели. Именно это каратэ, в основном и попало на материк через Фунакоши Гичина, Тояму Канкена и многих других мастеров. И именно оно стало основой современного японского каратэ, которое с тех пор еще больше изменилось благодаря активному развитию спорта и отошло от оригинала. В моем понимании, это был первый этап изменения каратэ и отхода его от боевого искусства. Середина 20-го века дала следующий толчок уничтожению каратэ, как школы реального боя. Когда Вторая мировая война закончилась, на Окинаве было множество иностранцев, в основном из США. С одной стороны, практика боевых искусств оккупационными войсками, мягко говоря, не приветствовалась, а с другой стороны, мастера, занятия которых посещали заинтересованные американцы, не сильно хотели обучать оккупантов своему боевому искусству. Со слов нескольких старых мастеров, каратэ в те годы старались представить совсем не боевым, а чем-то вроде танца. Объяснений старались не давать совсем, а если и давали в ответ на настойчивые вопросы, то самые примитивные. Некоторые рассказывали, что каратэ – это гимнастика с элементами самозащиты. Поэтому в ряде комбинаций каратэка выполнял серию движений, оканчивающихся блоком, а затем поворачивался к непораженному противнику спиной. Подобных вещей не было в изначальной форме Пиньан, но они появились в последующих. Тем не менее, тренировка такого рода вырабатывала неверное понимание и соответствующий динамический стереотип. Для того, чтобы прояснить суть этих движений придумывались куча странных объяснений… Именно в те годы занимались многие мастера, которые впоследствии стали руководителями федераций и школ и которые обучали своих учеников в той же манере, в которой учились сами. Это, конечно же, снова отразилось на боевом искусстве, уводя его еще дальше от первоисточника. Конечно, нужно понимать, что это касалось только школ, которые принимали учеников со стороны. Потому что школы, практикующиеся в обеспеченных семьях, не нуждались в каком-либо изменении техники и формировании подобных замаскированных ката. Как сказал сэнсэй Учима: «никто и понятия не имел, чем мы занимаемся у себя дома». Никакого смысла менять боевую форму на общеразвивающую в подобных школах не было. Еще несколько моментов. Есть мнение, что в каратэ существуют некие основополагающие ката (хайсю ката). Их очень немного и их задачей является не столько освоение боевых приемов, сколько выработка необходимых навыков приложения силы, прививание определенной культуры движений, тренировка правильного дыхания. Например, в нахатэ такой ката является Санчин, а в томаритэ и сюритэ – Найханчи. Другие ката (кайсю ката) предполагают, что важные фундаментальные навыки уже освоены и предлагают различные способы их реализации на практике. Т.е. тактические схемы и комбинации технических действий. Фундаментальные ката, по идее, должны изучаться до «не фундаментальных». В противном случае, получается что сначала строятся стены дома, а потом роется фундамент. В современном каратэ мы часто видим противоположное. Основатель Годзю-рю Мияги Чодзюн сказал об этом: «…Если сравнивать с каллиграфией, Хайсю – это изучение основных черт иероглифов, их углов, размера и взаимного расположения. Тогда как Кайсю – это творение, скоропись на грани искусства. Но без вдумчивой, фундаментальной и спокойной работы с базой никогда не будет именно искусства...» Так вот, фундаментальные ката, с течением времени, вероятнее всего, не очень изменились. По крайней мере, не изменились принципиально, хотя, в некоторых случаях, возможны разные варианты их исполнения. Например, это касается ката Найханчи, которая в ряде школ выполняется немного по-разному. А вот ката, дающие конкретные технические приемы… с моей точки зрения, они должны предлагать совершенно реальные вещи, которые можно применить. Иначе в них просто нет смысла. И я часто думаю о том, что действительно, многие современные ката – это просто не каратэ, а одноименный спорт или специфическая форма физкультуры. Есть ли смысл делать самому или обучать таким ката… каждый специалист определяет для себя.

Теги других блогов: история каратэ боевые искусства